5-10 июля 2015г. в г. Оксфорд (Великобритания) состоялась летняя школа по нейропсихофармакологии для психиатров и исследователей, ежегодно организуемая Европейским Колледжем Нейропсихофармакологии (EuropeanCollegeofneuropsychopharmacology, ECNP). Образовательные мероприятия ECNP (встречи, интерактивные семинары, конгрессы и летние школы) считаются одними из наиболее престижных в Европе, в основном, благодаря высокому уровню преподавательского состава – лекции читают известные профессора и ученые, специалисты с огромным опытом и авторитетом, многие из которых прилетают лишь на один день, чтобы провести семинар, а затем улетают в другую страну, где их уже ждет новая аудитория.

Особенно привлекательным школу ECNP делает место ее проведения – город Оксфорд, прославленный великими открытиями и сохранивший архитектурный колорит средневековой Англии. Город объединяет более 60 колледжей, каждый из которых имеет множество факультетов, и все они относятся к знаменитому Оксфордскому университету, одному из старейших в Европе (конец XI века); среди его выпускников - 40 лауреатов Нобелевской премии и известные политические деятели. Многие колледжи располагаются в настоящих замках, обрамленных высокими стенами; вход в них в основном платный и ограничен по времени, чтобы поток туристов не препятствовал студенческой жизни. К слову, в первый день заселения в общежития (St.Catherine’sCollege) нам довелось увидеть настоящих оксфордских первокурсников, торжественно приезжавших в сопровождении всей семьи в национальных костюмах. 


Школа ECNPсобрала вместе 46 молодых психиатров из разных стран Европы; от нашей страны присутствовали два представителя (Анастасия Нестерович, Наталья Хоменко). Всех участников школы приветствовал Guy Goodwin (UK) – президент ECNP и профессор Оксфордского университета. После короткой вступительной речи нам представили недавно разработанную электронную номенклатуру препаратов (по сути - онлайн-справочник) NBN - Neuroscience-based Nomenclature, которая содержит все сведения о препаратах, применяющихся в современной психиатрии, с подробным описанием механизмов действия, молекулярных мишеней, побочных эффектов и особенностях взаимной совместимости (ее можно скачать с сайта ECNP).

На следующий день нас ожидали лекции с исчерпывающей информацией о молекулярных механизмах действия анксиолитиков и о терапевтических стратегиях при тревожных расстройствах. Лекции дополняли интерактивные семинары, на которых преподаватели представили по несколько клинических случаев, описывавших тревожные проявления в различных «комбинациях» с другими симптомами. Участникам предлагалось задавать вопросы, выдвигать предположения по поводу диагноза и тактики ведения пациента, делиться любыми впечатлениями и идеями. Подчеркивалась важность анализа клинических проявлений заболевания в динамике, необходимость своевременной диагностики коморбидных расстройств, в том числе расстройств личности и зависимости от психоактивных веществ, которые могут значительно видоизменить клиническую картину заболевания и являться причиной лекарственной резистентности. Обсуждалось использование немедикаментозных методов лечения, таких как психотерапия, ЭСТ, ТМС и др. В конце дня состоялась лекция (GuyGoodwin), посвященная тому, как можно самостоятельно организовать образовательный семинар/собрание – обсуждались возможные пути получения грантов и особенности взаимодействия с фармацевтическими компаниями.

Третий день школы был посвящен механизмам действия антипсихотиков, лечению психозов, а также особенностям эндоканнабиоидной системы организма. На интерактивных семинарах разбирались соответствующие клинические случаи, а завершала день лекция «как фармацевтические компании разрабатывают новые лекарственные средства». Лекция проходила в интерактивном формате, как и большинство других мероприятий; участники разделились на три группы, каждой из которых раздали бумажные «миллионы» долларов, предназначенные для создания нового лекарственного средства, обладающего всеми терапевтическими эффектами бензодиазепинов, но лишенного побочных действий. Каждой команде предстояло, основываясь на полученной информации, принимать стратегическое решение – вкладывать деньги или нет. Путем «проб и ошибок», «занимая» деньги у «банка», нам предстояло пройти через многочисленные этапы создания продукта. Важным оказалось оценить насколько реалистичной является поставленная задача и предвидеть расходы, связанные с дополнительными исследованиями (например, способности продукта вызывать зависимость у людей).

Четвертый день оказался насыщенным относительно сложными техниками статистического мета-анализа научной литературы. Рассматривались как простой, так и сетевой мета-анализы. Ценность подобных работ заключается в возможности проанализировать огромный массив результатов эмпирических исследований и получить наиболее объективные и достоверные данные, полезные в клинической практике (например, какое из множества лекарств наиболее эффективно); кроме того, они не требуют серьезного финансирования. 

Пятый день был посвящен механизмам действия антидепрессантов и особенностям терапевтических стратегий при лечении депрессии и биполярного аффективного расстройства. Вновь на интерактивных семинарах разбирались сложные клинические случаи с явлениями коморбидности и лекарственной резистентности. Приятной особенностью таких семинаров являлась атмосфера открытости и взаимного принятия: изначально нам сообщили, что «неправильных» ответов не существует, т.к. все мы рассуждаем, опираясь на собственный опыт и национальные клинические протоколы, которые могут существенно отличаться в разных странах мира. Тем не менее, акцент делался на том, что при выборе препарата мы должны руководствоваться принципами доказательной медицины, т.е. опираться на результаты эмпирических исследований, а лучше – мета-анализов литературы, при этом важно иметь четкий план лечения с «запасными» вариантами и не поддаваться «терапевтическому нигилизму», т.е. верить в положительный результат своей работы. После ланча нас ждала, на мой взгляд, самая яркая лекция – «креативность и расстройства настроения». Французский лектор – PhilippeNuss – продемонстрировал результаты исследований, показавших как «перекрывание» психопатологических паттернов при аффективной расстройствах и состояниях «творческого вдохновения», так и принципиальные различия между последними, позволяющие утверждать, что расстройства настроения являются дезадаптивными в большей степени, чем полезными. Лекция сопровождалась анализом произведений искусства известных и малоизвестных художников, при этом при интерпретации символов и цветов использовался психоаналитический подход.

Последний день школы был посвящен особенностям патогенеза и лечения биполярного аффективного расстройства; завершающая лекция Guy Goodwin, по сути, представляла собой дискуссию на тему того, как должна развиваться в дальнейшем школа ECNP.Участники оценили организацию школы достаточно высоко.

За время проведения школы ECNPвсе участники смогли лучше узнать друг друга и замечательно проводили время, общаясь во время ланчей и ужинов (которыt, кстати, были отменными), а по вечерам посещая колоритные английские пабы). В последний вечер организаторы отвезли нас в ресторан, расположенный в живописном месте на берегу реки, откуда отправлялись в плавание традиционные для Оксфорда узкие длинные лодки. За ужином следовала вечеринка, запомнившаяся юмористической импровизацией участника из Испании. Пообщавшись с настоящими выпускниками Оксфордского университета, мы узнали о том, как сложно учиться в таком учреждении и о том, что требования к студентам неимоверно высоки. В беседах было интересно выяснить отличия, касающиеся организации психиатрической помощи в разных странах Европы и условий работы врача.

Участие в школе ECNP - это интересный опыт, полезный как для развития общего кругозора, так и для профессионального роста. После окончания школы все участники получают от ECNPденежные субсидии как возмещение дорожных расходов. Начало приема заявок на конкурс для участия в следующей школе нейропсихофармакологии можно отследить на официальном сайте ECNP: www.ecnp.eu

Анастасия Нестерович  Nestsiarovich@mail.ru



Комментарии к новости

Комментарии могут читать и оставлять только зарегистрированные пользователи.